Журнал «Художественная школа» № 2 2007г., статья «Мы путешествуем по миру»

Как огромен, таинственен и прекрасен мир вокруг нас и как ничтожен человек рядом с бесконечной вселенной! Осознание этого приходит с опытом, а в детстве нам ничего не стоит разомкнуть извечные границы времени и пространства и устремиться в увлекательнейшее путешествие по безграничным просторам нашего мироздания...

Однажды попав в огромный и зачастую негостеприимный мир, маленький человечек оказывается один на один с суровой реальностью, где ему теперь предстоит самостоятельно искать своё место и прокладывать собственные пути. Неимоверными усилиями он пробивается через тайны мироустройства, каждую минуту совершая всё новые и новые открытия. Жизнь вокруг притягивает неизведанностью и непостижимой загадкой. В семилетнем возрасте ребёнок делает серьёзный шаг в большой мир взрослых в надежде разобраться со всеми «зачем?» и «почему?», повсеместно сопровождающими его на жизненном пути. Но не тут-то было! Решение одной задачи непременно приводит к появлению новой, ещё большее количество вопросов встаёт перед маленьким первооткрывателем. Методом проб и ошибок, синяков и ссадин происходит приближение юного исследователя к мировой истине. В этот период детское восприятие предельно обострено. Малыш, как губка, впитывает всю информацию, которую ему щедро предоставляет окружающий мир. Ничего не проходит мимо, всё, что проносится в потоке жизни, оставляет неизгладимый отпечаток на впечатлительной детской душе. Именно сейчас важно сформировать правильную картину мира ребёнка и вложить максимальное количество знаний и представлений об устройстве нашей безграничной вселенной.

Для таких любознательных ребят педагогами Детской художественной школы №19 города Кемерово была разработана специальная программа под названием «Мы путешествуем по миру» (для детей 7 лет), благодаря которой маленькие «почемучки» смогут реализовать свои познавательные устремления, отправившись в незабываемое путешествие по разным уголкам нашей планеты. Исходной точкой увлекательного странствования становится мастерская, где его участники вооружаются кистями, красками и другими необходимыми материалами. Именно отсюда маленькие путешественники отправляются по маршруту, нанесённому на карту мира. Атмосфера сказочности и таинственности, которой пропитано пространство мастерской, заряжает детей духом авантюризма, а проживающие на подоконниках керамические кашпо в виде жирафов, бегемотов, слонов и кенгуру приближают долгожданный миг встречи с далёкими и пока неведомыми странами.

Для того чтобы запланированное путешествие свершилось, необходим особый, фантастический транспорт, способный бороздить необозримые просторы пустынь и погружаться на дно океана, взмывать высоко в небеса и преодолевать горные вершины. «Сказочный вездеход» – вот что нужно маленьким фантазёрам. Его создание становится первой задачей, которую ребята решают с огромным удовольствием. С помощью этого средства передвижения можно с лёгкостью перемещаться не только в пространстве, но и во времени: вернуться в первобытное общество, познакомиться с мифом древнего мира и даже поучаствовать в увлекательном ритуале охоты дикарей. Посетить знойную Африку с её чернокожими жителями или побывать на далёком Севере, погрузиться в морскую пучину на борту собственной подводной лодки или вместе с товарищами отправиться в космос – не проблема для наших путешественников. Но как бы ни был интересен и увлекателен окружающий мир, все дороги ведут домой. На воздушном шаре и ковре-самолёте ребята пролетают над родными просторами, восхищаясь их эпическим размахом. Родная Художественная школа с распростёртыми объятиями встречает юных путешественников, вернувшихся с массой непередаваемых впечатлений, а главное – багажом новых знаний, который они пронесут через всю жизнь. Нет пределов детскому воображению, нет границ детской фантазии и желанию познать мир.

Особая роль в этом творческом процессе отведена педагогу, на плечи которого ложится двойная ответственность: ему приходится писать на чистом листе детского сознания картину жизни целого мира; и те «письмена» и изображения, которые он оставит на холсте невинной души, не под силу стереть никому. Такое произведение создаётся на века. При работе с этим гибким, пластичным, как глина, но очень хрупким материалом, важно не навредить, не поцарапать чувствительную поверхность. Педагог должен бережно, крупными мазками нанести первый, живой слой, по которому ребята будут прописывать мельчайшие детали собственной картины мира. Ситуацией диалога и сотворчества можно определить акт создания совместного шедевра учителя и ученика. Преподаватель закладывает фундамент, на основе которого моделируется и строится здание детского мироощущения.

Каким же образом происходит создание подобной базы детского творчества? Для того чтобы у маленького художника сформировалось первоначальное представление о той стране, в которую ему предстоит отправиться, занятие начинается со знакомства ребят с её жизнью, обычаями и традициями. У каждой культуры – своя картина мира, воплощённая в планировке человеческих жилищ, ритуалах, моделях поведения. При помощи фотографий, видеофильмов, наглядного материала дети знакомятся с историей того или иного народа. Основной своей задачей педагог видит погружение своего внимательного слушателя в определённую культуру. Он пытается дать ему возможность пропустить её через себя, почувствовать запахи, услышать звуки, рассмотреть цвета – то есть воссоздать в своём воображении определённый кусочек действительности и смело шагнуть в её многообразие красок, довериться её ритму. Впечатлительный малыш, в свою очередь, готов следовать за своим преподавателем в любой уголок земного шара, по-настоящему переживая всё, что творится в его сознании в результате работы педагога и его собственного воображения. Но значимо ещё и то, что на занятиях осуществляется знакомство не только с материальной, но и духовной культурой стран мира, с системой жизненных ценностей различных народов, что приводит не только к интеллектуальному, но и духовному обогащению маленьких художников.

Педагоги не пытаются ответить на все вопросы своих воспитанников и избавить их от ощущения неясности и непостижимости мира, упростив тем самым представление ребёнка об устройстве мироздания и обрубив тонкую связь детской души с тайной жизни. Наоборот, они стремятся к воссозданию ситуации, когда из одного маленького вопроса веером раскрывается масса других, не менее интересных проблем, демонстрирующих сложность, многогранность и богатство окружающей действительности. В связи с этим путешествие по миру превращается в естественный, захватывающий процесс познания, в котором участвуют как ребята, так и их учителя, которые даже не подозревают, куда через минуту их забросит непредсказуемое детское воображение.

Не менее важным этапом путешествия становится воплощение на бумаге той сказочной реальности, которая постепенно рождается в детском сознании. Ребята получают полную свободу самовыражения благодаря широкому применению различных художественных материалов и техник: они могут изобразить желаемую картинку фломастерами или написать её акварелью, выложить кусочками ткани или вылепить из глины и пластилина. Возможность принять участие в коллективном творчестве ориентирует маленьких художников не только на самоопределение, но и на диалог, умение прислушиваться к мнению своего товарища и чувствовать рядом плечо настоящего друга. Создать «общий» мир значительно сложнее, чем свой собственный, но у ребят это прекрасно получается, так как в их среде царит доверие и взаимопонимание.

Результатом посещения малышами каждой из стран становится творение собственной реальности, настоящего произведения искусства. Языком цвета они пытаются рассказать нам о тех впечатлениях, которые им удалось испытать, выразить гамму чувств и эмоций, переполняющих в момент проникновения в тайну далёких культур. И вот из таких ярких кусочков жизни детской души получается неповторимая «мозаика», которая складывается ребёнком в единый, но удивительно многогранный образ мира, а педагоги художественной школы помогают ему в этом.

Ирина Соловьева