Программа по композиции (1 — 4 классы)

Авторская программа по композиции для 1 — 4 классов ДХШ

Лауреат областного конкурса методических работ преподавателей ДХШ и ДМШ в номинации «Образовательные программы» 1996год.

 

Авторы: преподаватели ДХШ № 19

  • Нестерова Галина Викторовна
  • Белокриницкая Ирина Дмитриевна
  • Радионова Татьяна Григорьевна
  • Печерина Татьяна Григорьевна

 

Художественная школа должна в четкой и ясной последовательности дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту. И именно предмет «композиция» непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей детей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего не может состояться художник. В основу работы над композицией должно быть положено стремление воспитывать у учащихся способность не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, то есть создавать художественный образ. Овладение образным языком и создание художественного образа — основная цель обучения композиции в нашей школе. А поскольку создание художественного образа является результатом образного мышления, то итогом обучения должны быть:

  • Знание закономерностей композиции
  • Свободное владение любыми художественными средствами выражения
  • Умение использовать все средства композиции для выполнения творческих задач

 

Для выполнения этих задач все задания в нашей программе, начиная с первых упражнений в младших классах, направлены на развитие в учениках образного мышления. Через образные ассоциации, метафоры учителя формируют в детях творческое начало, добиваясь выразительности линии, цветового пятна, ритмического строя в композиции. То есть, добиваясь понимания того, что и линия, и цветовое пятно должны «разговаривать», «рассказывать» о чем-то. Начиная с первых дней обучения, педагоги вводят детей в особый мир образов, красок, неожиданных композиционных построений, пластических форм с помощью заданий «цветочная поляна», «Добрый и злой волшебник», «Сказочный лес», «Мой друг», «Сказочная птица», объясняя, что друг должен быть «каким-то»: добрым, хитрым, ласковым и т. д., что сказочный лес должен быть ярко выраженным, страшным, неживым, хрустальным, нежным, пряничным и т. д., подводя учащихся к созданию того или иного настроения. Нередко в самих названиях присутствуют эмоциональные цветовые решения образа: «Хитрый кот», «Нежная мама», «Праздничный букет», «Хрустальный лес», «Огненный город».

В процессе дальнейшего обучения, наряду с основами композиции, педагоги начинают знакомить детей с разнообразием изобразительных материалов и техник исполнения, стараясь довести до их сознания, что язык искусства — это образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.

Цель обучения в младших классах нашей школы — дать именно представление о специфике и богатстве этих языков, добиваясь четкого понимания: все средства искусства есть средства выражения художественного образа. Наша программа строит представления учащихся о средствах искусства, все время связывая их общим представлением о роли этих средств в образном строе искусства.

Освоение детьми различных изобразительных материалов, технических приемов работы с ними развивает творческую активность учеников, повышая их интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие темы композиции. При выполнении различных заданий педагог помогает детям понять, с помощью каких изобразительных средств можно полнее выполнить поставленные творческие задачи.

Так, например, при изучении темы «симметрия» ученикам дается задание «Бабочка». Но один педагог подводит своих учеников к выполнению поставленной задачи через понятие «Кружевная бабочка» и совмещает с основной темой освоение новой техники исполнения «текстуры». Материал, в котором выполняется это задание — тушь, перо.

Другой педагог ставит дополнительную задачу иначе: бабочка должна быть многоцветной и яркой. И подсказывает детям неожиданный и интересный способ выполнения: сложив пополам лист бумаги, отпечатать с одной половины на другую многоцветные красочные пятна, дорисовать получившиеся симметричные цветные узоры гуашью, тушью, пастелью, превратив в «сказочную бабочку». Третий педагог для выполнения задания знакомит учащихся с техникой «цветной граттаж», выполненный текстурами. И композиция уже называется «Ночная бабочка».

Во втором классе учащиеся решают образные задачи в различных жанрах искусства (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, иллюстрация), совмещая полученные знания по основам композиции и такие понятия, как «декоративность цвета», «живописность цвета», «язык графики», «декоративно-прикладное искусство».

Педагоги школы учат детей мыслить графическими и живописными образами и одновременно фиксировать на бумаге стадии рождения композиционного замысла: от самого схематичного, первого наброска, где только обозначена сама идея композиции, до ее завершения, где четко прослеживается ритм, образное начало, колористическое решение.

Во втором классе, дети должны отчетливо понимать, что решение сугубо изобразительных (живописных, графических, декоративных) задач тесно связано с идейно-тематическим содержанием композиций. Дети уже имеют представление о специфике и богатстве изобразительного языка. Например, они четко понимают насколько образный язык станкового искусства отличается от языка декоративно-прикладного и т. д. И педагоги школы уже к 3 классу подводят учащихся к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу.

В третьем классе ученики, в основном ознакомленные с азами цветоведения и основами композиции, начинают решать в своих работах по композиции более сложные задачи: эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений, ассоциативное восприятие художественного образа. Обязательным в процессе обучения является система упражнений, где учащиеся реализуют усвоенный материал, после объяснения преподавателя создавая краткосрочные композиции, которые отвечают на поставленные задачи, продолжая развивать образное мышление у обучающихся на новом, более сложном витке, помогая усвоить понятие «образ». Длительная подготовительная работа ведется над эскизами, повышается требование профессионального отношения к работе.

Все больше внимания уделяет преподаватель в процессе сочинения композиции способности учащихся образно мыслить.

К четвертому классу все больше усиливается требование профессионального отношения к работе, острее становится внимание к индивидуальности учащихся. В четвертом классе учащиеся вплотную подходят к «образному раскрытию темы» при создании любого произведения искусства. Ученики 4 класса умеют подчинять все средства выражения своему творческому замыслу. Они также понимают, чем определяется выбор средств для выразительного решения темы, идеи произведения. На основе данного на протяжении трех лет «багажа знаний», педагоги подводят учащихся к таким заключительным понятиям создания художественного образа, как отбор, обобщение, условность, акцентирование, стилизация.